Театр балета Юрия Григоровича
«Наша труппа создавалась как коллектив академического направления, мы годами восходили по этим ступеням, стремясь соответствовать теням прошлого и лучшим образцам современного балета. Мы верим в сочинения старых мастеров как в совершенно живые образы хореографического творчества. Мы в ХХI веке. Мы по мере сил пытаемся развивать классическое направление в современном театре. Мы вглядываемся во все новое с высоких берегов классического танца, который Стравинский назвал «торжеством порядка над произволом». Эти похожие на программный манифест слова народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, Герой труда Кубани академик Юрий Григорович произнес в адрес Краснодарского театра балета, художественным руководителем которого он является. Труппа театра остается едва ли не самой молодой балетной труппой мира. Труппой, достойной носить имя своего Мастера.
Сегодня все хореографическое сообщество обсуждает феномен Краснодарского театра балета Юрия Григоровича. В считанные годы краснодарская труппа одолела спринтерскую дистанцию, на которую обычно уходят десятилетия. Познание классического стиля в Краснодаре идет темпами, не представимыми раньше. Краснодар, Санкт-Петербург, Москва, Украина, Казахстан, Норвегия, Австрия, Ливан, США, Италия, Испания, Франция, Великобритания, Япония, Турция, Португалия, Греция — спектаклям Краснодарского театра балета Юрия Григоровича рукоплещут в любой точке земного шара. История балета на Кубани началась в августе 1991 года, когда в Краснодар из Воронежа был приглашен опытный педагог-репетитор Владимир Петрович Пак. В качестве художественного руководителя создаваемого коллектива он сам объездил 9 городов, приглашая выпускников хореографических училищ Москвы, Ташкента, Перми, Новосибирска, Воронежа, молодых артистов Омского, Узбекского и Таджикского театров оперы и балета. Двенадцать танцовщиц и танцовщиков, приехав в Краснодар, в декабре приступили к репетициям. Санкт-Петербургская фирма «Возрождение» по заказу «Премьеры» изготовила костюмы, и 17 апреля 1992 года состоялся концерт-презентация Ансамбля классического танца Творческого объединения «Премьера».
Этот коллектив стал основой Краснодарского театра балета, подлинное рождение которого стало возможно благодаря появлению в столице Кубани в 1996 году выдающегося русского хореографа Юрия Григоровича. Краснодар, наряду с Москвой, Парижем, Санкт-Петербургом, Омском, Нижним Новгородом, был одним из городов, где проходил масштабный фестиваль «Д.Д. Шостакович и мировая музыкальная культура», посвященный 90-летию со дня рождения великого русского композитора. Долг перед памятью гения заставляет Юрия Григоровича взяться за постановку балета в незнакомой ему труппе. Маэстро дает согласие на постановку сюиты из балета «Золотой век» Дмитрия Шостаковича, премьера которой состоялась 18 октября 1996 года. Эта дата считается днём основания Театра балета Юрия Григоровича. Самоотверженность краснодарских артистов, уровень организации и ответственности всего коллектива «Премьеры» убеждают Ю.Н. Григоровича в возможности дальнейшего сотрудничества. За эти годы на краснодарской сцене поставлены все балетные спектакли из репертуара великого хореографа: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.Чайковского, «Корсар» и «Жизель» А.Адана, «Раймонда» А.Глазунова, «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок» и «Иван Грозный»С. Прокофьева, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Спартак» А.Хачатуряна, «Золотой век» Д .Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова, программы одноактных балетов «Шедевры русского балета» (И.Стравинский «Петрушка», Ф.Шопен «Шопениана», К.-М.Вебер «Видение розы», А.Бородин «Половецкие пляски») и «Шедевры русских сезонов в
Париже» (Н.Римский-Корсаков «Шехерезада», К.Сен-Санс «Лебедь», Р.Шуман «Карнавал», И.Стравинский «Жар-птица») в восстановленной хореографии Михаила Фокина.
Пять лет подряд, с 2004 года, Краснодарский театр балета гастролировал на сцене Мариинского театра. Юрий Николаевич привёз в Санкт-Петербург большую часть репертуара театра, в том числе балеты, которые родились на этой прославленной сцене. И если первый приезд носил характер «южной сенсации», то последующие выступления можно смело назвать утвердившей себя традицией.
В 2010 году в репертуаре театра появился балет для детей «Чиполлино» К. Хачатуряна, постановщик – народный артист РФ Генрих Майоров. В 2013 году был поставлен 19 балет в репертуаре театра – «Коппелия» Л. Делиба в редакции Юрия Григоровича. Этот балет французского композитора Лео Делиба принадлежит к легендарным названиям мирового балетного репертуара. Его история началась в 1870 году в Париже и продолжается поныне на подмостках крупнейших театров мира. Юрий Григорович впервые обращается к этому балету как постановщик, берет за основу московскую версию 1905 года балетмейстера Александра Горского и ставит его именно на сцене Краснодарского музыкального театра. В новой редакции выдающийся хореограф современности сохраняет все лучшее, придавая старинному сюжету гофмановских сказок созвучие сегодняшнему дню. Премьера балета состоялась 23 ноября, а первыми зрителями накануне премьеры стали воспитанники школ искусств и хореографических коллективов со всего края. Легендарный балетмейстер после предпремьерного показа балета ответил на вопросы начинающих артистов, а также сфотографировался с ними на память.
11 июня 2018 года состоялась премьера вечера балета «Легендарные хореографы ХХ века». Спектакль в двух отделениях, где Юрий Григорович собрал фрагменты лучших постановок золотого балетного наследия, в том числе тех, которые не идут ни на одной сцене России.
В программу вечера вошли ставшие знаковыми для своего времени отрывки из балетов «Гаянэ» Арама Хачатуряна, «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Паганини» Сергея Рахманинова и балетная сцена из оперы «Вальпургиева ночь» Шарля Франсуа Гуно. Это уникальное собрание фрагментов балетных спектаклей сразу нескольких великих балетмейстеров ушедшего столетия — Нины Анисимовой, Вахтанга Чабукиани, Василия Вайнонена и Леонида Лавровского.