Театр балета Юрия Григоровича - Краснодарское Творческое объединение «Премьера» им. Л.Г.Гатова

онлайн бронирование
Заказ билетов
Сегодня: 16.08.2017

История театра

Искусство, в котором органично сочетаются прекрасная музыка, танец, пластика, мимика, жест, понятно и любимо всеми. В Краснодаре своего балета не было никогда, но если на летние гастроли приезжали оперные театры (Пермский, Воронежский, Новосибирский, Свердловский), на балетные спектакли трудно было достать билеты.

Скачать полную версию (27.7 Кб, .zip)

Создать свой классический балет - дело архисложное, но при поддержке мэра Краснодара В.А.Самойленко и администрации города это оказалось возможным. 15 августа 1991 года в Краснодар из Воронежа был приглашен в качестве художественного руководителя создаваемого коллектива опытный педагог-репетитор Владимир Петрович Пак. В интервью газете «Вольная Кубань» от 25.05.1993г. он сказал: «Для меня была заманчива идея -начать с чистого листа, создать коллектив, как город начинается с первого колышка в степи». В.Пак сам объездил 9 городов, приглашая в Ансамбль классического танца выпускников хореографических училищ Москвы, Ташкента, Перми, Новосибирска, Воронежа. Двенадцать танцовщиц и танцовщиков, приехав в Краснодар, приступили к репетициям. Санкт-Петербургская фирма «Возрождение» по заказу «Премьеры» изготовила костюмы, и 17 апреля 1992 года состоялся концерт-презентация. Этот день вошел в историю культуры Кубани, как день рождения Краснодарского балета. То, что в зале был аншлаг, вполне естественно, как сказала солистка ансамбля Оксана Макарова: «Любить балет значит любить жизнь».

Первая программа называлась «Дивертисмент» и была составлена из жемчужин балетной классики. Она открывалась Гран-па из 3-го действия балета Л.Минкуса «Пахита», хореография Мариуса Петипа. Отточенность техники танца сочеталась с легкостью и изяществом в исполнении лауреата международных конкурсов М.Леонькиной (Пахита) и В.Страхова (Люсьен), Т.Кузнецовой, А.Смольяниновой, И.Зотовой (вариации). Классический дуэт Эсмеральды (О.Макарова) и Фоба (Г.Силин) из балета Ц.Пуни «Эсмеральда» (хореография М.Петипа), С.Перро, А.Вагановой был исполнен лирики и всепобеждающей любви. Па-де-де из 1-го действия балета П.Гертеля «Тщетная предосторожность» с искренней трогательностью и мастерством исполнили Т.Лябина и В.Жилинский. В программу вошли фрагменты из балетов «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Спящая красавица» П.Чайковского, «Корсар» П.Ольденбургского, хореографические миниатюры.

«Хорошим вкусом отмечен Русский танец в исполнении Натальи Страховой из балета П.Чайковского «Лебединое озеро». В прозрачно-светлой хореографии Касьяна Голейзовского удивительно тонко переплетаются строгий стиль классического балета с простотой и душевной открытостью, характерной для народного русского танца. Плавность движений в Русском танце резко контрастна размашистому полету, молодецкому ухарству украинского гопака из балета В.Соловьева-Седого «Тарас Бульба» в исполнении Александра Голлинга (хореография Р.Захарова)», - писал Д.Вайль.

Завершалась программа большим Гран-па из 4-го действия балета Л.Минкуса «Дон Кихот», солисты Александра Алимова (Китри) и Геннадий Силин (Базиль). В его исполнении принимали участие все артисты Ансамбля классического танца, и финал воспринимался как яркая, праздничная балетная сцена. Успех, сопутствовавший премьере, с исполнителями разделили В.Пак и педагог-репетитор В.Драгавцев.

Первым творческим экзаменом стали гастроли ансамбля в г.Сочи. Оценка профессионалов была высокой, многие отмечали особый магнетизм вновь созданной труппы. Постепенно в программу «Дивертисмент» включались новые номера: темпераментная Лезгинка из балета А.Хачатуряна «Гаянэ» (О.Макарова), ликующе-устремленная хореографическая миниатюра на музыку С.Рахманинова «Весенние воды» (Т.Лябина и В.Жилинский), Адажио и Финал из балета Р.Дриго «Арлекинада» (И.Зотова, Г.Силин). Однако, чтобы стать театром балета, недостаточно исполнения отдельных концертных номеров, нужно было прийти в творческом развитии к полнокровным балетным спектаклям. Первым таким спектаклем стал балет в двух актах «Айтуган - дочь Карчи», музыка Марата Качкарова в аранжировке лауреата международного конкурса Владимира Магдалица, либретто М.Шимановой. По просьбе автора музыки на постановку балета был приглашен балетмейстер-постановщик лауреат Всероссийского и дипломант международного конкурсов балетмейстеров Петр Малхасянц.

Премьеру балета зрители увидели 31 октября 1993 года. Сюжетную основу спектакля составила легенда о древней земле Карачая. На фоне эпических картин развернута история любви юного Шахмала. (В.Жилинский, Г.Силин) и дочери Карчи - красавицы Айтуган (Т.Лябина, О.Макарова). В исполнении солистов Ансамбля классического танца образы главных героев обрели убеждающую достоверность. Балетмейстер-постановщик объединил в движениях, жестах и позах элементы классического и народно-национального танца. Первый балет исполнялся в сопровождении Кубанского симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств России Александра Петухова, нашедшего «ключ» к прочтению музыки карачаевского композитора.

«Постановку спектакля «Айтуган - дочь Карчи» можно без преувеличения назвать творческим подвигом, - писала Г.Бычкова. -Труппе и симфоническому оркестру удалось  освоить своеобразную музыку М.Качкарова,  характер и пластику народа, создавшего поэтичную и мудрую легенду».

 Премьера балета в столице Карачаево-Черкессии, г.Черкесске, стала сенсацией, ведь  «Айтуган» - первый национальный балет этой республики, и этот щедрый дар ей преподнесли артисты «Премьеры». В заглавной роли выступили солистки Оксана Макарова и Анна Смольянинова. Тогда в ансамбле классического танца было всего 16 человек, но к 200-летию города Краснодара параллельно с «Айтуган» артисты готовили в подарок еще и балет Ж.Бизе-Р.Щедрина «Кармен-сюита». Для участия в обоих постановках были привлечены танцовщики шоу-театра, так что массовые народные сцены выглядели действительно массовыми. Балет «Кармен-сюита», премьера которого прошла в декабре 1993 года, стал главным достижением театрального сезона.

 Восторженно принимали зрители исполнительниц роли Кармен Ирину Зотову и Оксану Макарову. Заслуженный успех принесла Тамаре Кузнецовой роль гадалки. Овациями сопровождались выступления Геннадия Силина в партии Тореро.

 К этому времени в состав труппы вошла солистка Государственного академического ордена Ленина театра оперы и балета им.Айни, лауреат регионального конкурса артистов балета Средней Азии и Казахстана, лауреат международного конкурса им. Малики Сабировой, заслуженная артистка Таджикистана Ирина Каткасова, - первая прима-балерина Краснодара. Пройдет несколько лет, и Ирина признается:

 «Откровенно говоря, настроена была  скептически - ну какой в Краснодаре классический балет? Однако увидела здесь маленькую, но вполне приличную труппу. Осталась - не жалею».

Действительно, балет в Краснодаре нужно было создавать, и И.Каткасова вкладывает в процесс его создания свой талант и свой труд, ведет за собой, как и полагается лидеру, коллег, вовлекая зрителей в размышления о добре и зле, о красоте и вечном стремлении к совершенству. Когда завершилась реконструкция бывшего Дворца культуры хлопчатобумажного комбината, новый Дворец искусств стал основной репетиционной базой и главной концертной площадкой Ансамбля классического танца.

 За два с небольшим года репертуарная  афиша Ансамбля пополнилась новыми работами. Премьера 2 марта 1994 года - одноактный балет «Вальпургиева ночь» на музыку  Шарля Гуно, постановка заслуженного  артиста  Украины Петра Малхасянца, ставшего после В.Пака художественным руководителем Aнсамбля классического балета. В этом спектакле интересные актерские работы показали И.Каткасова (Вакханка), Г.Силин (Пан), Т.Лябина (Менада), В.Страхов (Вакх). Далее следовали «Пахита» Л.Минкуса, «Половецкие пляски» А.Бородина. Но какой театр не мечтает о своем репертуаре, о спектакле, который был бы создан им, а потом, подобно кораблику, отправился в «большое плавание» по разным театрам страны.

К     180-летию     со    дня     рождения М.Ю.Лермонтова «Премьера» готовилась особо отме-тить  знаменательную  дату   -   премьерой нового балета. В начале композитор Владимир Магдалиц   предложил    «Стансы»    -   балет-приношение Лермонтову по мотивам его произведений  и  страниц  биографии  поэта,  но генеральный директор и художественный руководитель «Премьеры» Л.Гатов настаивал на другом... «Тамань»! Вот действительно наша тема. Либретто по одноименной  повести   М.Лермонтова  из  романа «Герой нашего времени» и неоконченному роману   «Княгиня Лиговская» создали хореограф-постановщик заслуженный деятель  искусстрв России, лауреат Государственной премии Борис Мягков и автор музыки, заслуженный деятель искусств России, лауреат международного конкурса Владимир Магдалиц.  Новый спектакль  рождался  в   напряженной   обстановке сжатого времени. Последние страницы партитуры прямо «из под пера автора» моментально расписывались, множились и передавались в оркестр. Дирижер Сергей Козюлин погружался в новую музыку непосредственно по мере ее написания, оркестрантов вызывали дважды в день, артисты балета репетировали не жалея сил, чтобы успеть выпустить спектакль точно в назна-ченный срок. Премьера состоялась 4 сентября 1994 года.

 «Радость - вот чувство, которое испытали зрители! Радость не местнопатриотическую, а настоящую, истинную от соприкосновения с фактом искусства. Да, спектакль состоялся! И прежде всего состоялась музыка, написанная в традициях русского национального мелодизма, выразительная и образная, трогающая душу и запоминающаяся», - писала Ирина Белова в журнале «Балет».

 Однако мнения критиков были противоречивы. Много вопросов вызывало оформление спектакля (художник-постановщик А.Сергеев).

 «Что это в монументальном по пространственному размаху заднике - камни? море? горы? плавни? небо?.. Возможно, это символика, но тогда, прямо скажем, тяжеловесная символика, которая не украшает спектакль, не  служит раскрытию содержания балета, она просто не в духе жанра» (Д.Вайль).

 Не везде убедительной была работа хореографа-постановщика... Так образ главного  героя - Печорина в исполнении В.Страхова получился несколько статичным, но как продуманно выстроены роли Девушки-ундины (О.Макарова), Янко-контрабандиста (Г.Силин) и особенно возвышенно-поэтичной княгини Веры Лиговской (И.Каткасова) и трогательно-искреннего Слепого мальчика (Г.Голлинг). Исполнители продемонстрировали не только хореографическое, но и драматическое мастерство. Премьера балета в Тамани, состоявшаяся сразу же после Краснодарской, имела большой успех, к сожалению, этот спектакль скоро сошел с театральной афиши.

 «Как бы ни была симпатична постановка, будут, наверное, и другие. Как ни прелестна наша Ундина, однажды найдется балерина, которая станцует иначе, и, возможно, не хуже. Неизменным останется в «Тамани» одно - музыка». (И.Кирьянова).

Именно после «Тамани» в определении коллектива вместо Ансамбля классического танца стали говорить о Краснодарском театре балета. Театр набирал силу, расширяя свой репертуар. 5 октября 1995 года прошла премьера одноактного балета «Франческа де Римини» на музыку симфонической фантазии  П.Чайковского, либретто Л.Мещеряковой-Таланкиной по мотивам «Божественной комедии» А.Данте. Спектакль отличали удачные, художествено-цельные работы солистов: И.Каткасовой (Франческа), В.Страхова (Пао-ло), Г.Силина (Джотто).

 Балет в двух актах на музыку А.Адана  «Жизель» в краснодарском театре поставила заслуженная артистка РСФСР Ксения Тер-Степанова (Санкт-Петербург), известная балерина, сама исполнявшая заглавную партию в одноименном спектакле на сцене Мариинского театра оперы и балета. В своей постановке балетмейстер использовала фрагменты хореографии Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа. Настоящей премьерой явилось повторное исполнение балета 27 апреля 1996 года в рамках экспериментальной акции «Три часа музыки и балета». Спектакль шел уже не под фонограмму, как в день первого исполнения 19 января 1996 г., а в сопровождении Муниципального симфонического оркестра. «Дирижер Юрий Голота показал высокий уровень дирижирования, понимание артистов балета. Ведь балетный дирижер - это особая ипостась». А.Александров.

 Работа художника-постановщика Татьяны Юньковой и художника Андрея Маркосяна, оформивших спектакль, награждалась заслуженными аплодисментами, как только поднимался занавес. Главные партии исполнили И.Каткасова (Жизель), Г.Силин (Граф Альберт), Н.Страхова (Мирта). Сегодня, возвращаясь к этой версии балета, мы признаем, что она была не самой удачной, потому что у краснодарских ценителей балетного искусства появилась возможность сравнения ее с постановками Ю.Григоровича, но это был определенный этап, шаг на пути становления театра. Вместе с ответственным репетитором И.А.Корнеевой (Санкт-Петербург) наши солисты И.Каткасова и Г.Силин занимались и репетиторской работой, разучивая партии с кордебалетом и учащимися Краснодарского хореографического училища.

 К пятому сезону Краснодарский театр  балета завоевал уважение в профессиональных кругах, снискал любовь публики. Признание театра - это признание его артистов, почетные звания заслуженный артист Кубани были присвоены солистам балета Геннадию Силину и Владимиру Страхову. Внутри коллектива, благодаря его артистам и руководителям (директор Вячеслав Борисович Рязанцев), сложилась творческая и доброжелательная атмосфера, когда каждый может рассчитывать на поддержку  коллег. Труппа постоянно пополняется новыми исполнителями, кордебалет начинает обретать стилевое единство. Собравшись в Краснодаре из разных городов, артисты почувствовали свой театр как единый организм. Интересная работа, где каждый имеет возможность проявить творческие способности, фантазию, выдумку сплотила людей.

19  мая 1995 года состоялась премьера балета П.Чайковского «Щелкунчик». Балетмейстер Б.А.Мягков объединил в одном спектакле учащихся хореографического училища, открывшегося  в Краснодаре три года назад, и артистов театра балета. В главных партиях выступали И.Каткасова (Маша-принцесса) и В.Страхов (Принц).

 «Красота балета - в самом творческом  поступке его создателей, которые решали и  решили наиважнейшую в наши дни задачу воспитания не только тех 30 ребят, которые вышли на «взрослую» сцену,-но и тех, кто завороженно смотрит на них из зала. Эффект  общения исполнителей и зрителей - особенный. «Щелкунчик» явился Краснодару истинным  праздником красоты, и еще раз убеждает  нас в том, что красота обязательно спасет мир»  (И.Белова).

 Заслуженный артист России, лауреат  Всесоюзного конкурса балетмейстеров Анатолий Александрович Дементьев, приглашенный в Краснодар в качестве руководителя театра балета, поставил двухактный балет Ф.Амирова «Тысяча и одна ночь», премьера которого состоялась 20 октября 1996 года. Выступив одновременно в роли автора либретто и хореографа-постановщика, А.Дементьев создал спектакль, насыщенный интересными сценами, танцами, но драматургически нестройный. Ведущие партии в балете исполнили заслуженный артист Кубани Г.Силин (Шахрияр), И.Каткасова и Т.Лябина (Шахразада), И.Зотова (Нурида), В.Жилинский (Алладин).

 «Хореограф как бы не ставил себе задачу показать технические возможности и артистизм солистов, язык танца прост, четок, достаточно выразителен, но не интересен, иногда однообразен, скульптурная законченность застывающих или оживающих поз, обогащенная удивительно выразительной световой и цветовой партитурами, к сожалению, не заменяет режиссуры и балетмейстерских находок... При всем том, спектакль получился необыкновенно красивым. Оформление спектакля (художник-постановщик и автор костюмов Э.Покровская) не только чрезвычайно красиво, но и поистине театрально, изысканно-балетно, с огромным чувством вкуса и постижением драматургического и музыкального материала». И.Белова.

 В октябре 1996 года по приглашению  Л.Г.Гатова и своего ученика - главного балетмейстера творческого объединения «Премьера» А.А.Дементьева в первый раз в Краснодар приехал великий балетмейстер современности - Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик Юрий Григорович. Он познакомился с балетной труппой объединения и, оценив профессиональные возможности ее артистов, дал согласие взять на себя художественное руководство 1-м Кубанским фестивалем балета и поставить сюиту из балета Д.Шостаковича «Золотой век», пока еще не предполагая, что творческое сотрудничество с коллективом театра балета Краснодара окажется столь продолжительным и плодотворным.

 Первый Кубанский фестиваль балета  проходил с 18 по 22 октября 1996 года в рамках Международного фестиваля «Д.Шостакович и мировая музыкальная культура».

 «У меня была пауза, - рассказывал  Юрий  Григорович, - и я приехал ставить сюиту из «Золотого века». Я давно хотел это сделать. С фестиваля Д.Шостаковича все и началось. Мы нашли общий язык с Л.Г.Гатовым - генеральным директором «Премьеры». В Краснодаре я работаю с тем же желанием, интересом и увлечением, что и в Большом театре, в Париже, Милане, Копенгагене... Отношение ко мне - идеальное».

 Сюита получила название «Кабаре».  Григорович создал новую версию одного из лучших своих балетов, максимально приблизив атмосферу НЭПа к нашей современной действительности.

 «Балет на музыку Шостаковича, с  которым я имел счастье встречаться, моя гордость. С радостью отмечаю, что великая музыка не знает границ, именуемых «культурная провинция», и находит своих достойных ценителей». (Ю.Григорович).

 В программе Краснодарского фестиваля балета принимали участие гости - солисты театра «Григорович-балет»: Людмила Ceменяка, Мария Былова, Наталья Архипова, Юрий Ветров, Юрий Васюченко. Гости исполнили главные партии и в «Золотом веке» и во второй картине   балета   П.Чайковского   «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича, ставшей одной из ярких страниц фестиваля (Одетта - народная артистка России Мария Былова, принц-Зигфрид - солист Московского государственного академического театра «Классический балет» - Михаил Бессмертнов, Родбарт Андрей Шахин). Но вскоре Юрий Григорович и его ассистенты заслуженный артист России Ю.Ветров и заслуженный артист Кубани Олег Рачковский подготовили все партии в этих балетах с краснодарскими танцовщиками, и в декабре Одетту и Риту-Марго стала исполнять Ирина Каткасова, Принца-Зигфрида и Бориса - Михаил Зиновьев, Родбарта - Дмитрий Каниболоцкий, Люську - Ирина Зотова, Яшку - Роман Зиновьев.

 Работа с великим балетмейстером и  артистами «Григорович-балета» стала для краснодарцев школой мастерства. Каждое слово, каждый жест с жадностью впитывались нашими балеринами и танцовщиками. Они очень старались, трудились изо всех сил, и это сыграло важную роль  в том, что Краснодар понравился балетмейстеру, сказавшему: «Это теплый, уютный  южный город. Здесь живут замечательные  люди, которые хотят и умеют работать».

На первый Кубанский фестиваль балета был приглашен известный дирижер, заслуженный артист России Александр Александрович  Лавренюк.

 По словам артистов балета, танцевать,  когда за дирижерским пультом Александр  Александрович, удивительно легко. Вот почему трудно переоценить тот факт, что А.Лавренюк, приняв предложение Л.Гатова, стал главным дирижером оркестра Краснодарского театра балета.

 Завершая фестиваль Д.Шостаковича, от имени его оргкомитета Ю.Григоровичу и Л.Гатову были вручены раритетные памятные медали. А через четыре месяца упорного труда, 4 января 1997 года, балет П.Чайковского «Лебединое озеро» был впервые показан полностью. В своей краснодарской версии Ю.Григорович придерживался лучших традиций классического балета и использовал фрагменты постановок А.А.Горского, Л.И.Иванова, М.И.Петипа, создавая свой самобытный спектакль.

«Он по-своему прочитал музыку балета,, - рассказывал О.Рачковский. - Это уже не просто сказочка о принцессе Одетте и Принце. Нет, это философская история, легенда, притча о чувствах человеческих, о борьбе с собой, с тем, что в нас есть плохого, борьба за прекрасное. Здесь крупные мысли, глубина образов; столкновения, конфликты - все обострено, все усилено. Очень здорово вскрыта музыка. Он нашел такие пласты музыки, которые раньше не использовались, и отдал их исполнителям. Те фрагменты, где были какие-то хождения, пантомимы, он отдал танцу».

 Краснодарский театр балета, отказавшись от концепции постепенного роста, совершил рывок к мастерству, с первых попыток ставя высокую планку. Уровень этой высоты определяет Ю.Григорович. После премьеры «Лебединого озера» в Краснодаре выдающийся хореограф XX века, унаследовавший от родителей традиции русской балетной школы, солист Мариинского театра в течение 18 лет, главный балетмейстер Большого театра России более 30 лет, балетмейстер, осуществивший постановки балетов в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Праги, Анкары, Белграда, Софии, Варшавы заявил о том, что намерен поставить в Краснодаре все 18 спектаклей, которые в свое время в его редакции были поставлены в Большом театре и стать художественный руководителем краснодарского театра балета. Так с «Золотого века» Д.Шостаковича в нашем театре начался «золотой век балета», освещенный именем Ю.Григоровича.

 «Работа над «Лебединым озером» очень  подняла всю труппу, раскрыла дремавшие  возможности, создала новых интересных артистов. Та же Ирина Каткасова, ведущая балерина, раскрылась совсем с другой стороны - и в смысле техники, и в смысле образа. Выявился новый солист Михаил Зиновьев, станцевавший Принца. Очень способным оказался и Роман Зиновьев - сыгравший Злого гения. Шут тоже был интересный - Александр Минаков. С Григоровичем все растут: и первые танцовщики, и балерины, и кордебалет. Труппа стала просто неузнаваема» (О.Д.Рачковский).

 Далее события начинают развиваться  стремительно: 19 января 1996 г. впервые был показан балет «Жизель» А.Адана в постановке Ю.Григоровича, 14 мая 1997 г. знаменитая «Шопениана», с которой наши артисты справились своими силами (без приглашения столичных звезд), она прошла с большим успехом. С гастрольной поездки в Ливан (июль 1997г.) для театра начался новый этап. Достойно представляя балет России за рубежом, краснодарцы завоевали признание искушенной публики. Восторженные отзывы публиковала пресса в Ливане, Эмиратах.

 «Сегодня краснодарских артистов можно показывать где угодно, начиная от Москвы и Санкт-Петербурга, а выше критериев, чем Москва и Санкт-Петербург, в балете нет, - констатировал О.Рачковский. - Труппа отвечает всем требованиям настоящего профессионализма. Чудо свершилось именно благодаря балетам Григоровича. Материал его балетов настолько сложен, настолько замечателен, что артистам постоянно приходится преодолевать новые для них высоты. Они и преодолевают, а следовательно - растут».

24  августа 1997 г. во Всероссийском детском оздоровительном центре «Орленок» проходила необычная акция под названием «Звезды балета - детям России». Артисты Краснодарского театра и «Григорович-балета» посвятили ее 50 ­-летию творческой деятельности Юрия Григоровича. Более пяти тысяч ребят из всех уголков страны собрались на стадионе, чтобы впервые в России увидеть балет под открытым небом, где яркая зелень листвы и синева вечернего неба служили естественным продолжением декораций.

 В тексте приглашения подчеркивалось,  что «великий Мастер дарит вам не балет, не спектакль, а свою веру в бессмертие прекраснейшего из всех видов искусства и в вас, юные друзья». Это был дивертисмент, составленный из фрагментов балетных спектаклей: «Лебединое   озеро»,   «Арлекинада»,   «Золотой   век»,  «Спартак», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Раймонда». Среди гостей находились директор консерватории танца г.Валенсии Микаэлла Торрес, преподаватели частных школ балета Испании Мария Хосе Санчес, Алисья Пугадес, Хосефа Грау, Амнаро Венимелли, а также более пятидесяти испанских ребят, учащихся Консерватории танца, которые отдыхали и за­нимались, совершенствуя свое танцевальное мастерство, в оздоровительном центре «Премьера» в г.Анапа. Краснодарские и московские артисты работали слаженно, как единая труппа, то чередуясь в хореографическом состязании друг с другом, то объединяясь в партнерстве. Сцены из балетов сменялись хореографическими миниатюрами. С нескрываемым восторгом приветствовали зрители великого балетмейстера современности Юрия Григоровича. Шквал аплодисментов сменился оглушающей тишиной, когда Мастер обратился к ребятам со словами приветствия о балете, о вели­ком назначении искусства. Встреча произвела незабываемое впечатление на юных и взрослых зрителей.

 Вторая версия «Щелкунчика» была подарена краснодарцам в октябре 1997 года, в дни 1-го Муниципального фестиваля искусств, посвященного Дню города. Как и предыдущие спектакли Ю.Григоровича, балет вышел в оформлении выдающегося театрального художника, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР Симона Вирсаладзе, недавно ушедшего из жизни. В либретто по сказке Э.Т.Гофмана Ю.Григорович использовал мотивы сценария М.Петипа. Во время подготовки спектакля мэр города В.А.Самойленко не раз приходил в зал на репетиции, порой приезжая во Дворец искусств прямо с самолета. Как много значила такая поддержка для артистов!

 В этом спектакле вместе с краснодарскими артистами принимали участие и солисты «Григорович-балета», но 5 октября, в День города, Мария Былова, Юрий Васюченко, Наталья Архипова находились в зале как зрители, искренне «болея» за своих краснодарских коллег. После премьеры «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович ставил эту удивительно трепетную, светлую сказку в Хельсинки, Уфе, Софии, и каждый раз это был не просто механический перенос спектакля, а творческая работа. Во всех театрах проявляются свои особенности в мизансценах, в трактовке образов, прочтении музыки, расстановке смысловых акцентов. В краснодарской редакции впервые у Григоровича маленького Щелкунчика-куклу играет ребенок - ученица 3-го  класса хореографического училища Катя Уменко. «Щелкунчик» стал еще одной победой краснодарского балета.

 «Мари И.Каткасовой, опытной npимы Краснодарского театра балета, любопытная, по-детски наивная и даже по-подростковому чуточку угловатая в первой картине, на наших глазах превращается в девушку в трепетном ожидании любви и достигает ее торжества. Лиризм исполнительницы органично сочетается с характерностью, возвышенный романтизм естественен, как молодость и жажда любви. Михаил Зиновьев, Щелкунчик-принц, уже утвердившийся по предыдущим постановкам солист труппы, выразителен и изящен, силен, техничен. Очень интересно исполнен дивертисмент оживших национальных игрушек: испанских (И.Зотова, В.Жилинский), энергичных и выразительных индийских (Е.Долгополова, Д.Каниболоцкий), в сложной контрапункт- ности отражающих характерные позы и движения китайских (Ю.Гусарова и С.Иванов), гротесково-карнавальные образы забавных и трогательных фарсово-лубочных русских кукол (Е.Ярощук, А.Голлинг) и, как бы сошедших с гобелена 18 века, разыгрывающих пастор, французских кукол (Т.Лябина и М.Медведев). Спектакль впечатляет не только великолепием декораций, техническими возможностями исполнителей в прыжках и поддержках, и не красотой линий в массовых сценах, а поистине симфонизированным слиянием компонентов спектакля с музыкой великого Чайковского (И.Белова).

 Яркими актерскими работами порадовали А.Богачев (Мышиный король), заслуженный артист Кубани Олег Рачковский (Штальбаум), Т.Лябина (Коломбина), И.Зотова (Чертовка).

 «Самое большое достижение Краснодарского муниципального театра балета - аншлаги в зале, очереди у касс с восьми часов утра. Краснодарцы уже стали забывать, Дворец искусств - это не центр города (Л.Гатов).

Следующим спектаклем Григоровича Краснодаре стал балет А.Глазунова «Paймонда», приуроченный к 100-летию его создания.

 «Премьера «Раймонды» - событие российского масштаба, - сказал Леонард Гатов. Краснодар станет третьим городом России, где идет этот спектакль (Москва - Большой театр; Санкт-Петербург - Мариинский). Это было простое решение - ставить такой огромный и незаслуженно забытый балет А.Г.Глазунова здесь, в Краснодаре. Маэстро Григорович долго и придирчиво следил за работой наших лективов и только потом сказал: «Да, я думаю,  что мы сможем».

 

 «Никогда не думал, что случится так, - признался Юрий Николаевич. - Думал, проведу фестиваль Шостаковича и уеду... Но меня заразила энергия Л.Гатова, его организаторский талант, его вера... Я его называю Дягилевым наших дней. То, что сейчас происходит в Краснодаре, очень важно. Рождается новый театр. Он уже почти родился... Есть хореографическое училище, школа, а значит, у театра есть будущее».

 «Раймонда» - такой особенный спектакль, что не может держаться на трех солистах и кордебалете, здесь нужно, как минимум, тридцать первоклассных танцовщиков, а всего более 120 исполнителей на сцене! Такая задача была решена. В спектакле органично соединились классический балет и народный танец, в едином действе слились труппы Театра классического балета, музыкального шоу-театра «Премьера» и. учащиеся Краснодарского хореографического училища. Выдержан был экзамен на зрелость. Подготовительная работа велась с колоссальной напряженностью. С раннего утра до позднего вечера с исполнителями занимались ассистент хореографа-постановщика Олег Рачковский, балетмейстер-репетитор Ольга Васюченко, балетмейстеры-репетиторы шоу-театра Валентина Скобликова и заслуженный артист Украины Анатолий Салапек, балетмейстер-репетитор хореографического училища Татьяна Крюкова. Результатом их труда стали стилевое единство, ансамблевая отточенность и сценическая культура. Каждый участник спектакля чувствовал себя частью целого, тонко ощущая особенности хореографии Мастера. Как автор либретто Юрий Николаевич использовал в нем сценарий Л.Пашковой и средневековые рыцарские легенды, основной из которых стала история юной красавицы Раймонды и рыцаря Жана де Бриена. Декорации и костюмы вновь сохранили великолепную сценографию Симона Вирсаладзе. В премьерном спектакле 10 апреля 1998 года главные партии исполнили солисты театра «Григорович-балет» Мария Былова и Юрий Васюченко. Уже второй спектакль «Раймонды» танцуют краснодарцы.

 «Ирина Каткасова - Раймонда с первого  же появления на сцене танцует «любовь»: ее пластика проникнута нежностью и лиризмом, одухотворенный взгляд выражает целую гамму эмоций и состояний. Она все время разная: веселая и нежная в 1-й картине, грустная и тревожащаяся в сцене сна, страдающая в момент поединка, счастливая в финале.  Михаил Зиновьев демонстрирует технические возможности (высокий прыжок, отличное вращение, мощные и красивые поддержки) и незаурядное актерское дарование. Его Жан де Бриен - мужественен, горд и самолюбив; нюансы поведения и настроений героя оправданы и понятны. Роман Зиновьев (Абдерахман) не боится гроте­ска, подчеркнутых акцентов, даже экзальтированности жеста или позы, у него они не бывают излишними, столь органичен артист в контексте изображаемого. Танцовщик постиг суть новаторской трактовки Григоровичем этой партии и раскрыл ее с таким темпераментом и искренностью, такой творческой отдачей, что заставил зал по-настоящему сопереживать его неразделенной любви» (И.Белова, журнал «Балет»).

 Профессиональны, блестяще техничны  и грациозны подруги Раймонды: Клеманс -И.Зотова и Генриетта - Т.Лябина, они же «двойка» во второй картине («Грезы Раймонды»). Праздничную красочность и неповторимый колорит придают балету народные танцы: сарацинский (солисты Ю.Гусарова и А.Минаков), испанский (солисты Р.Зиновьев, Е.Шляховецкая, Ю.Макеева), венгерский (солисты Е.Шляховецкая, А.Черкашин), мазурка (солисты О.Бундуки и А.Мазяркин). Краснодарская премьера привлекла внимание видных деятелей культуры России. Ее гостями стали народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Наталья Бессмертнова, искусствовед, доктор исторических наук Виталий Вульф, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Николай Некрасов. Успех был ошеломляющим. Не скрывая радости, мэр Краснодара В.А.Самойленко сказал: «Вдумайтесь: единственный в России город отмечает 100-летие со дня первой постановки «Раймонды» Мариуса Петипа премьерой... Это наш с вами Краснодар. Значит, мы этого достойны! Значит, пришло  время, когда мы с вами созрели для того, чтобы в нашем городе появился классический балет и чтобы спектакли ставил сам Григорович». В то, что свершилось, трудно было поверить. Своими впечатлениями поделилась Нина Зюзина - в прошлом солистка Большого театра:

 «Говоря о балете, невозможно не отметить роль Леонарда Гатова. То, что он сумел привлечь Григоровича, собственно и решило, быть или не быть театру. Вот как ему это удалось? Наверняка Гатову пришлось нелегко.

 Юрий Николаевич - фигура чрезвычайно сложная. Пожалуй, только в Краснодаре я поняла, что Григорович действительно балетмейстер века. Мало кто оставил столь яркий след в  искусстве. Его спектакли - это достояние всего мира, и будет просто здорово, если в Краснодаре возникнет со временем нечто вроде Театра спектаклей Григоровича. В Краснодаре подтвердилось и другое: гений и халтура несовместимы. Казалось бы, что Григоровичу Краснодар? Он ставит спектакли в лучших театрах мира. Ну, мог бы позволить себе расслабиться - тем более, какие в Краснодаре ценители?.. Но нет. Он и здесь высоко держит планку. Ни себе, ни другим не дает спуску».

 Признание! Оно приходит неожиданно,  даже если в стремлении его достичь проходят годы...

С 1997 года компания «Филип Моррис», известная не только своей продукцией, но и поддержкой культуры и искусства, учредила премию «Philip Morris Ballet Flower Award» за лучшее выступление в балетном спектакле. Эта премия вручалась исполнителям разных европейских стран, а в России компания организовала конкурс «Дебют», первыми лауреатами которого в 1997 году стали солисты Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В 1998 году конкурс балетного мастерства «Дебют»  проводился в Краснодаре.

 «Краснодарское муниципальное творческое объединение «Премьера» и компанию  «Филип Моррис» связывают давние дружеские отношения. Одно из наших совместных дел  -конкурс «Дебют», значение которого очень велико и для артистов и для зрителей. Для артистов это еще один стимул к творчеству, для   зрителей - возможность лучше узнать Краснодарский балет, выразить свое к нему отношение. Наконец, это просто большой праздник балета» (Л.Гатов).

 Авторитетное жюри конкурса возглавил Ю.Н.Григорович. 22 января 1998 года состоялся «Большой вечер балета» и церемония награждения победителей. В программе вечера исполнялись сюита «Кабаре» из балета Д.Шостаковича «Золотой век», 2-я картина из балета П.Чайковского «Лебединое озеро» и 2-е действие из балета А.Глазунова «Раймонда». Артисты балета и зрители искренне порадовались за первую балерину Краснодарского театра балета, лауреата международного конкурса, заслуженную артистку Таджикистана Ирину Каткасову. Она стала обладательницей гран-при конкурса, ей был вручен стеклянный силуэт танцовщицы - традиционный символ конкурса (скульптор Стефани Шусслер). Дипломами лауреатов были удостоены Татьяна Лябина, Ирина Зотова, Михаил Зиновьев, Роман

 Зиновьев, Николай Морщаков. Премии и ценные подарки получили дирижер Александр Лавренюк, ассистенты балетмейстера Олег Рачковский и Ольга Васюченко. Когда через год в Краснодаре был организован конкурс балетного        мастерства           «Дебют-99», Ю.Григорович сказал:  «Искусство, как любовь, также необъяснимо и также важно для нас. Невозможно представить, что в жизни нет искусства, нет балета, как невозможно вообразить этот мир без любви. Замечательно, что конкурс балетного мастерства «Дебют» становится в Краснодаре традицией».

 Юрий Николаевич пригласил в Краснодар балетмейстера Генриха Майорова, удостоенного звания лауреата Государственной премии за постановку в Большом театре балета Карэна Хачатуряна «Чиполлино». Более 20-ти сезонов этот балет не сходит со сцены Большого театра России, за это время балетмейстер поставил «Чиполлино» еще в девяти театрах, одиннадцатым стал Краснодар.

 «В последние годы по театральным  кругам прошел шум: в Краснодаре происходит нечто необыкновенное... Я приехал в январе, увидел «Новогоднюю фантазию», следом «Золотой век» Д.Шостаковича, и, поверьте, не ощутил никакого отличия от Большого театра. Меня полностью устроила труппа. В группе солистов я не сделал ни одного коррекционного штриха. Великолепны два балетных состава хореографического училища. А.А.Лавренюк, дирижер оркестра, заслуженный артист России, сам танцевал Синьора Помидора на премьере «Чиполлино» в Большом. Партию Ли­мона исполнял Марис Лиепа, но я ни на йоту не упростил хореографию в краснодарском ва­рианте» (Г.Майоров).

 

22  марта 1999 г. с большим успехом прошла премьера. В роли Редисочки выступила Ирина Зотова - талантливая балерина, с первых дней создания Ансамбля классического танца, заявившая себя многогранной, техничной и обаятельной солисткой.

 «Для меня роль Редисочки - как отдушина. После серьезнейшей классики, такой  шкодный балет! Я в восторге от постановщика «Чиполлино» Генриха Майорова, это какой-то сгусток энергии и эмоций. Репетируя он не останавливался ни на минуту» (И.Зотова).

 Полон иронии, юмора, задора главный   герой балета - Чиполлино в исполнении Г.Силина. В партии Принца Лимона выступил Роман Зиновьев, который в стремлении к достоверности опирался на бытовые черточки  своего персонажа и создал замечательный гротескный образ. Творческой удачей стала для  Николая Морщакова роль Вишенки, пожалуй, у всех исполнителей, и взрослых и юных, работа над этим спектаклем оставила ощущение весеннего подъема и светлой радости. Начиная работу с балетом, его планировали, как страницу «Весенней фантазии-99», то есть спек­такля для школьных весенних каникул, но получилось так, что и весной, и осенью, и по сей день «Чиполлино» продолжает жить и радовать зрителей всех возрастов.

 Уровень труппы продолжал расти, и профессиональное мастерство артистов позволило балетмейстеру обратиться к виртуозному по технической сложности спектаклю - балету Л.Минкуса «Дон Кихот», в котором сама музыка диктует свои условия жизнерадостными ритмами, быстрыми, порой стремительными темпами и неизменной танцевальностью. Условность сюжета также делает танец основой  балета, превращая спектакль в яркий, праздничный дивертисмент, где, как в калейдоскопе, сольные танцы сменяются ансамблями и массовыми жанровыми сценами, а главный герой -рыцарь Печального Образа Дон Кихот (Дмитрий Каниболоцкий) объединяет все это в единое театральное действо. В сентябре 1999 года прошли три премьерных спектакля, представив зрителям трех Китри, первой из которых стала всемирно известная балерина, лауреат международного конкурса Елена Князькова.

 «На сегодня я счастливейший человек, - сказала она. - Я свободна в выборе. Что хочу, то и танцую. Где хочу, там и танцую. По всему земному шару. И в Краснодаре, конечно, я не случайно. Я здесь потому, что здесь Григорович.  Россия должна гордиться, что у нее есть такой балетмейстер. Это не тот художник, который  везде ставит одинаково. Юрий Николаевич не  делает абсолютных копий. В краснодарской  версии все получилось настолько компактно и здорово выстроено, что нет пауз, то есть придет человек с улицы, который никогда в жизни не был на балете, и не то, чтобы не устанет, - он даже не заметит, что уже 40 минут смотрит на сцену. Спектакль пролетает, как одно мгновение».

 Партию Китри так же танцевали Ирина Каткасова и Ирина Зотова. Балет «Дон Кихот»  дает возможность всем исполнителям проявить свою индивидуальность. Высокими прыжками, блестящей техникой исполнения порадовали зрителей М.Зиновьев и Н.Морщаков (Базиль), выразительностью пантомимных сцен С.Ковязин (Санчо Панса), эмоциональностью и темпераментом Роман Зиновьев (Эспада), зажигательной  искрометностью   Ирина  Зотова

( Уличная танцовщица), убедительно выступила в партии Амура Ольга Мехоношина. Особо следует отметить работу художника Д.Чербаджи. декорации и костюмы изготовлены художественно-производственными мастерскими «Премьеры». Оценка балетмейстера была высокой, на премьере Ю.Григорович сказал: «Сегодня я могу с гордостью произнести -эта премьера завершила строительство фундамента Театра балета».

 Ю.Григорович принимает решение поставить в краснодарском театре один из самых  лучших, один из самых сложных балетов XX века - «Спартак» А.Хачатуряна. Этот спектакль утвердил мировую            славу Ю.Григоровича, обошел сцены всех континентов, лучшие танцовщики современности исполняют или мечтают исполнить ведущие партии этого балета. Новая постановка повлекла за собой новую реконструкцию сцены Дворцаискусств (ее углубили на 10 метров) и увели­
чение театральной труппы. Приток новых исполнителей, почитающих за счастье работать в
Краснодаре, с течением времени все возрастает. Среди новых солистов театра оказались Денис Владимиров - ведущий солист Театра оперы и балета Новосибирска и Инь Даюн - солист балета Краснодарского музыкального театра. Оба они стали исполнителями роли Спартака.

 «Здесь все пока новое, - сказал  Д.Владимиров. - Театр молодой, все только начинается, он набирает размах, репертуар, и это интересно, плюс большая удача - здесь есть Григорович. Мало кому из танцовщиков выпадает шанс столько взять у него, сколько это возможно здесь. Спектакль очень сильный, эмоциональный. Если работать с полной отдачей, а мы стараемся делать именно так, к концу спектакля чувствуешь себя, вычерпанным до дна. Тяжелый спектакль, но он того стоит».

 Ю.Григорович создал балет в 12 картинах и 9 монологах, в которых, как в развернутых оперных ариях, раскрывается внутренний  мир героев, со сменой настроений, психологических состояний, в непрерывном динамическом развитии. Благородство и трагизм Спартака, его мучительное бессилие в 1-й картине, внутренний протест, действенный порыв и призыв к восстанию в 4-й, трогательная нежность истинной любви в сценах с Фригией, благородство победителя и мужество обреченного, готового к борьбе до конца, убедительно, хотя и совершенно по-разному исполняют Инь Даюн и Д.Владимиров. Сила притягательности образа Фригии в безграничной любви, способной к самопожертвованию... Сколько нежности в поющей пластике Фригии - И.Каткасовой, сколько глубины, проступающую сквозь сдержанную строгость у Фригии - Т.Лябиной, как беспредельно счастье и неизбывно горе в жестах, мимике, позах Фригии - Е.Князьковой. В партии полководца-триумфатора Красса по-своему хороши и М.Зиновьев, технически мощно и психологически точно воплотивший образ гордого победителя, пресыщенного и ненасытного, мужественного и мстительного, и Н.Морщаков. Пленительна и коварна наложница Эгина у Александры Сивцовой, безжалостно расчетлива по образу и безупречна по исполнительской технике, а у Татьяны Владимировой она не только обольстительная, но и любящая. Четырех солистов поддерживает кордебалет: легионеры и рабы, гладиаторы и куртизанки, пастухи и пастушки. Своими танцами и пантомимами «вплетаясь» в действие, они образуют полифонически цельную хореографи-

 ­ческую драму, созвучную хачатуряновскому симфонизму. Эпилог балета - Реквием - достигает максимального эмоционального накала. Сцена Фригии, оплакивающей Спартака, исполнена скорби и любви. Особую трепетность этой сцене придают присоединившиеся к мелодии Скрипок женские голоса (хор молодежи  и студентов, художественный руководитель  Генрих Ковалев). Балетмейстеры-репетиторы  Ольга Васюченко и Олег Рачковский воплотили в артистах театра замысел великого балетмейстера, и во всех составах спектакль получился цельным, полным торжества любви, красоты и свободы.

 

 «Сегодня в Краснодарском театре балета более ста человек - это коллектив, точно ориентированный на академическую традицию русского балета. Я много езжу по миру и России, ставлю свои сочинения, и чаще всего просят именно «Спартака», желая повторить его мировой успех. Но я вынужден отказывать: не  каждой труппе он доступен. В Краснодаре постановка осуществилась, причем практически без участия приглашенных звезд. Это обнадеживает» (Юрий Григорович).

В Краснодаре состоялись следующие премьеры балетов Юрия Григоровича: «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Щелкунчик» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Раймонда» Л.Минкуса, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Спартак» А.Хачатуряна, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Золотой век» Д.Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П.Гертеля, «Каменный цветок» С.Прокофьева,  «Легенда о любви» А.Меликова, «Корсар» А.Адана, «Баядерка» Л.Минкуса, «Иван Грозный» С.Прокофьева, «Спящая красавица» П.Чайковского, «Шедевры русского балета» ("Петрушка" И.Стравинского, "Шопениана" Ф.Шопена, "Видение розы" К.-М.Вебера и "Половецкие пляски" А.Бородина), «Шедевры "Русских сезонов в Париже"» ("Шехеразада" Н.Римского-Корсакова, "Лебедь" К.Сен-Санса, "Карнавал" Р.Шумана и "Жар-птица" И.Стравинского) и балет «Коппелия» Л.Делиба.    

 

Афиша

Подписка на рассылку

Будьте в курсе наших событий. Получайте самые последние новости и анонсы.

Поиск


Ваше мнение

Дорогой зритель!
Мы всегда рады видеть Вас в Музыкальном театре! Мы высоко ценим Ваше мнение о нас. Просим ответить на вопросы данной анкеты.

Нам важно Ваше мнение!

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Мы в инстаграмм 

.